Одним из
основополагающих понятий в технологии баз данных является понятие целостности.
В общем случае это понятие прежде всего связано с тем, что база данных отражает
в информационном виде некоторый объект реального мира или совокупность взаимосвязанных
объектов реального мира. В реляционной модели объекты реального мира представлены
в виде совокупности взаимосвязанных отношений. Под целостностью будем понимать
соответствие информационной модели предметной области, хранимой в базе данных,
объектам реального мира и их взаимосвязям в каждый момент времени. Любое изменение
в предметной области, значимое для построенной модели, должно отражаться в базе
данных, и при этом должна сохраняться однозначная интерпретация информационной
модели в терминах предметной области.
Мы отметили,
что только существенные или значимые изменения предметной области должны отслеживаться
в информационной модели. Действительно, модель всегда представляет собой некоторое
упрощение реального объекта, в модели мы отражаем только то, что нам важно для
решения конкретного набора задач. Именно поэтому в информационной системе «Библиотека»
мы, например, не отразили место хранения конкретных экземпляров книг, потому
что мы не ставили задачу автоматической адресации библиотечных стеллажей. И
в этом случае любое перемещение книг с одного места на другое не будет отражено
в модели, это перемещение несущественно для наших задач. С другой стороны, процесс
взятия книги читателем или возврат любой книги в библиотеку для нас важен, и
мы должны его отслеживать в соответствии с изменениями в реальной предметной
области. И с этой точки зрения наличие у экземпляра книги указателя на его отсутствие
в библиотеке и одновременное отсутствие записи о конкретном номере читательского
билета, за которым числится этот экземпляр книга, является противоречием, такого
быть не должно. И в модели данных должны быть
предусмотрены средства и методы, которые позволят нам обеспечивать динамическое
отслеживание в базе данных согласованных действий, связанных с согласованным
изменением информации. Именно этим вопросам и посвящена данная лекция.
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.