Простые задачи моделируются с помощью UML без труда. Легко поддаются моделированию и сложные задачи, особенно если вы уже приобрели некоторый опыт использования этого языка.
Одного только чтения литературы о языке UML недостаточно, - чтобы в полной мере овладеть языком, необходимо применять его на практике. В зависимости от того, что вы уже знаете, начинать работу с UML можно по-разному. По мере приобретения опыта вы поймете и оцените более сложные его конструкции.
Если вы способны рассматривать и оценивать какой-либо предмет с разных позиций, то UML поможет его смоделировать.
Переход к UML
80% всевозможных проектов можно воплотить, используя 20% средств UML. Для создания статических моделей в большинстве предметных областей достаточно базовых структурных сущностей, таких как классы, атрибуты, операции, прецеденты, компоненты и пакеты, наряду с базовыми структурными отношениями -зависимостями, обобщениями и ассоциациями. Добавьте к этому списку еще и базовые поведенческие сущности наподобие простых автоматов и взаимодействий, и вы сможете моделировать множество полезных аспектов динамики системы. Нестандартные возможности UML придется использовать только тогда, когда вы приступите к моделированию более сложных ситуаций, например параллельности и распределения.
Неплохой отправной пункт, с которого можно начать изучение UML, - моделирование ряда базовых абстракций или поведения, уже имеющегося в одной из ваших систем. Разработайте для себя концептуальную модель UML (см. главу 2), и у вас появится фундамент, который впоследствии позволит вам развить свое понимание языка. Позже предоставится шанс постичь, как состыкованы между собой более развитые конструкции UML. Приступая к решению сложной задачи, разберитесь в соответствующих языковых средствах, изучив представленные в этой книге типичные приемы моделирования.
Если у вас нет опыта объектно-ориентированной разработки, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Понемногу начинайте применять идею абстрагирования в отношении конкретных моделей. Коллективные упражнения с анализом прецедентов - прекрасный способ выработать навыки выявления четких абстракций.
Постройте модель простой статической части задачи с помощью классов,
зависимостей, обобщений и ассоциаций, чтобы осознать, как визуализируются сообщества абстракций.
Примените простые диаграммы последовательностей или кооперации для моделирования динамической части задачи. Можно начать с построения модели взаимодействия пользователя с системой: подобная практика позволит вам высказывать суждения о наиболее важных прецедентах использования системы.
Если у вас нет опыта моделирования, поступите так:
Возьмите какую-нибудь часть ранее созданной вами системы (желательно,
чтобы она была реализована на одном из объектно-ориентированных языков программирования, скажем Java или C++) и постройте модель использованных в ней классов и отношений между ними.
С помощью UML попытайтесь прояснить некоторые детали идиом или механизмов программирования из тех, что были использованы в системе, но
не отражены в коде явно, а находятся только в стадии замысла.
Если ваше приложение нетривиально, попробуйте реконструировать модель его архитектуры, используя пакеты UML для представления основных структурных элементов.
Освоив словарь UML, прежде чем приступать к переводу в код своего следующего проекта, постройте его модель. Сосредоточьтесь на специфицированном поведении и структуре; только после вывода о том, что размер, форма
и семантика вас устраивают, начинайте использовать построенную модель
как основу для реализации.
Если вы уже знакомы с какой-либо другой объектно-ориентированной методикой, поступите следующим образом:
Установите соответствие между элементами используемого вами языка моделирования и элементами UML. В большинстве случаев, особенно если выпользуетесь методиками Booch, OOSE или ОМТ, соответствие будет взаимно-однозначным, и потребуется внести лишь косметические изменения.
Рассмотрите какую-нибудь сложную проблему моделирования, которую вам
с трудом удалось или вообще не удалось решить с помощью знакомого языка. Выясните, нет ли среди средств UML таких, которые позволят решить ее проще или изящнее.
Если вы опытный пользователь, вам пригодятся следующие советы:
Составьте для себя концептуальную модель UML. Вы можете упустить из
виду гармоничность сочетания его элементов, если сразу перейдете к сложным конструкциям, предварительно не изучив базовый словарь.
Обратите особое внимание на средства UML для моделирования компонентов, параллельности, распределенности и образцов (паттернов). Это вопросы, семантика которых сложна и подлежит тщательному анализу.
Познакомьтесь с механизмами расширения UML и подумайте о том, как можно приспособить язык к вашей предметной области. Не поддавайтесь искушению использовать сразу все средства UML, иначе прочесть вашу модель смогут только самые опытные пользователи.
Рекомендуемая литература
Настоящее руководство пользователя - лишь одна из ряда книг, которые помогут вам приступить к практическому применению UML. Можно порекомендовать справочник "The Unified Modeling Language Reference Manual", где описывается полный синтаксис и семантика UML, а также книгу "The Unified Software Development Process", где приводятся рекомендации о том, как организовать процесс разработки с использованием данного языка.
Тем, кто хочет больше узнать о моделировании, стоит обратиться к следующим изданиям (все книги написаны основными создателями UML):
Booch G. "Object-Oriented Analysis and Design with Applications", 2nd ed.
Redwood City, California, Addison-Wesley Publishing Company, 1993.
Jacobson I., Christerson M., Jonsson P., Overgaard G. "Object-Oriented Software
Engineering: A Use Case Driven Approach". Wokingham, England, Addison-
Wesley Publishing Company, 1992.
Rumbaugh J., Blaha M., Premerlani W., Eddy E, Lorensen W. "Object-Oriented
Modeling and Design". Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, 1991.
Самую свежую информацию о UML вы найдете в Internet по адресу http:// www.rational.com. Там, равно как и на сайте http://www.omg.org можно получить и последнюю версию стандарта UML.
Знаете ли Вы, что cогласно релятивистской мифологии "гравитационное линзирование - это физическое явление, связанное с отклонением лучей света в поле тяжести. Гравитационные линзы обясняют образование кратных изображений одного и того же астрономического объекта (квазаров, галактик), когда на луч зрения от источника к наблюдателю попадает другая галактика или скопление галактик (собственно линза). В некоторых изображениях происходит усиление яркости оригинального источника." (Релятивисты приводят примеры искажения изображений галактик в качестве подтверждения ОТО - воздействия гравитации на свет) При этом они забывают, что поле действия эффекта ОТО - это малые углы вблизи поверхности звезд, где на самом деле этот эффект не наблюдается (затменные двойные). Разница в шкалах явлений реального искажения изображений галактик и мифического отклонения вблизи звезд - 1011 раз. Приведу аналогию. Можно говорить о воздействии поверхностного натяжения на форму капель, но нельзя серьезно говорить о силе поверхностного натяжения, как о причине океанских приливов. Эфирная физика находит ответ на наблюдаемое явление искажения изображений галактик. Это результат нагрева эфира вблизи галактик, изменения его плотности и, следовательно, изменения скорости света на галактических расстояниях вследствие преломления света в эфире различной плотности. Подтверждением термической природы искажения изображений галактик является прямая связь этого искажения с радиоизлучением пространства, то есть эфира в этом месте, смещение спектра CMB (космическое микроволновое излучение) в данном направлении в высокочастотную область. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.