Теория элит в классической форме принадлежит таким деятелям, как Парето, Моска, Михельс. Они положили начало развитию последующих концепций. Современные теории элит весьма многообразны. Среди них выделяют ряд направлений.
К первой группе относится теория элит макиавеллистской школы. Основное положение концепции этого направления группируется таким образом:
Элитарным признается любое общество. Его разделение на пассивное большинство и властвующее меньшинство (привилегированное) является процессом закономерным, результатом естественного развития человека и общества.
Элита обладает особыми психологическими качествами. Воспитанием и природным дарованием, прежде всего, определяют принадлежность к ней.
Имеет место групповая сплоченность. При этом объединение осуществляется не только согласно социальному положению или профессиональному статусу, но и наличию элитарного самосознания, восприятия особенности слоя, призвание которого – управлять обществом.
Элиту с ее правом на руководство в политическом смысле в той или иной степени признают массы.
Элитарное общество отличается структурным постоянством, несмотря на изменения в персональном составе. Другими словами, в своей основе неизменными остаются отношения господства.
Элиты меняются и формируются в процессе борьбы за власть. Высокое положение в обществе желают занимать многие, обладающие выдающимися экономическими и психологическими качествами люди. Однако никто не стремится добровольно уступать свое положение или пост.
Ценностная теория элит относит привилегированное общество к конструктивной основной социальной силе. Вместе с этим, позиция приверженцев этой концепции намного мягче по отношению к демократии. В общем, сторонники этого учения стремятся приспособить его (учение) к реальной жизни демократических стран современности. Среди основных черт этой концепции следует отметить:
Элита считается самым ценным социальным элементом, наделенным высокими показателями и способностями в самых необходимых для государства отраслях.
Привилегированное, господствующее положение высшего общества отвечает интересам общества в целом, так как является наиболее продуктивной и инициативной частью населения, наделенной высокими нравственными целями.
Формирование элитарного общества происходит не только в результате борьбы за власть, но и за счет естественного отбора наиболее ценных в обществе представителей.
Привилегированность социального слоя вытекает закономерно из равенства возможностей, не противореча современным представлениям о демократии. При этом социальное равенство понимается как равенство имеющихся возможностей, а не статуса или результатов. В условиях изначального неравенства в силе, интеллекте, активности демократии следует обеспечить их приблизительно одинаковыми стартовыми условиями. Однако при этом на финиш они придут с различными результатами и в различное время.
Следующая теория элит раскрывает понятие «демократического элитизма». Концепция состоит в понимании демократии в качестве конкурентного проявления потенциала руководителей за голоса и доверие избирателей. Руководящий слой при этом рассматривается не только в качестве группы, обладающей важными управленческими качествами, но и в качестве защитника демократических ценностей.
Концепция множественности элит отрицает этот слой в форме единой группы. Привилегированных групп, согласно этому учению, множество с ограниченной для каждой областью деятельности.
Антиподом этой концепции является леволиберальная теория. Верхний руководящий уровень, по мнению ее приверженцев, занимает правящая группа, которая не допускает оставшуюся часть населения к государственному управлению.
Теория политических элит определяет привилегированное общество как меньшинство достаточно самостоятельное, обладающее высокими политическими, социальными и психологическими качествами, принимающее участие непосредственно в принятии и реализации решений, которые связаны с применением государственной власти или влиянием на нее.
Знаете ли Вы, что, как и всякая идолопоклонническая религия, релятивизм ложен в своей основе. Он противоречит фактам. Среди них такие:
1. Электромагнитная волна (в религиозной терминологии релятивизма - "свет") имеет строго постоянную скорость 300 тыс.км/с, абсурдно не отсчитываемую ни от чего. Реально ЭМ-волны имеют разную скорость в веществе (например, ~200 тыс км/с в стекле и ~3 млн. км/с в поверхностных слоях металлов, разную скорость в эфире (см. статью "Температура эфира и красные смещения"), разную скорость для разных частот (см. статью "О скорости ЭМ-волн")
2. В релятивизме "свет" есть мифическое явление само по себе, а не физическая волна, являющаяся волнением определенной физической среды. Релятивистский "свет" - это волнение ничего в ничем. У него нет среды-носителя колебаний.
3. В релятивизме возможны манипуляции со временем (замедление), поэтому там нарушаются основополагающие для любой науки принцип причинности и принцип строгой логичности. В релятивизме при скорости света время останавливается (поэтому в нем абсурдно говорить о частоте фотона). В релятивизме возможны такие насилия над разумом, как утверждение о взаимном превышении возраста близнецов, движущихся с субсветовой скоростью, и прочие издевательства над логикой, присущие любой религии.
4. В гравитационном релятивизме (ОТО) вопреки наблюдаемым фактам утверждается об угловом отклонении ЭМ-волн в пустом пространстве под действием гравитации. Однако астрономам известно, что свет от затменных двойных звезд не подвержен такому отклонению, а те "подтверждающие теорию Эйнштейна факты", которые якобы наблюдались А. Эддингтоном в 1919 году в отношении Солнца, являются фальсификацией. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.