к оглавлению

Рисование и закраска в Delphi

Содержание


Обзор
Графические компоненты
Свойство объектов Canvas
Объект TPaintBox
Примеры  ex05.zip

Обзор

Из данной лекции Вы узнаете о том, какие возможности есть в Delphi для создания приложений, использующих графику; как использовать компоненты для отображения картинок; какие средства есть в Delphi для оформления программы. Кроме того, познакомитесь с важным свойством Canvas, которое предоставляет доступ к графическому образу объекта на экране.

Графические компоненты

В стандартную библиотеку визуальных компонент Delphi входит несколько объектов, с помощью которых можно придать своей программе совершенно оригинальный вид. Это - TImage (TDBImage), TShape, TBevel.

TImage позволяет поместить графическое изображение в любое место на форме. Этот объект очень прост в использовании - выберите его на странице Additional и поместите в нужное место формы. Собственно картинку можно загрузить во время дизайна в редакторе свойства Picture (Инспектор Объектов). Картинка должна храниться в файле в формате BMP (bitmap), WMF (Windows Meta File) или ICO (icon). (TDBImage отображает картинку, хранящуюся в таблице в поле типа BLOB. При этом доступен только формат BMP.)

Как известно, форматов хранения изображений гораздо больше трех вышеназванных (например, наиболее известны PCX, GIF, TIFF, JPEG). Для включения в программу изображений в этих форматах нужно либо перевести их в формат BMP, либо найти библиотеки третьих фирм, в которых есть аналог TImage, “понимающий” данные форматы (есть как VBX объекты, так и “родные” объекты для Delphi).

При проектировании следует помнить, что изображение, помещенное на форму во время дизайна, включается в файл .DPR и затем прикомпилируется к EXE файлу. Поэтому такой EXE файл может получиться достаточно большой. Как альтернативу можно рассмотреть загрузку картинки во время выполнения программы, для этого у свойства Picture (которое является объектом со своим набором свойств и методов) есть специальный метод LoadFromFile. Это делается, например, так:
 
 

if OpenDialog1.Execute then

Image1.Picture.LoadFromFile(OpenDialog1.FileName);

Важными являются свойства объекта Center и Stretch - оба имеют булевский тип. Если Center установлено в True, то центр изображения будет совмещаться с центром объекта TImage. Если Stretch установлено в True, то изображение будет сжиматься или растягиваться таким образом, чтобы заполнить весь объект TImage.

TShape - простейшие графические объекты на форме типа круг, квадрат и т.п. Вид объекта указывается в свойстве Shape. Свойство Pen определяет цвет и вид границы объекта. Brush задает цвет и вид заполнения объекта. Эти свойства можно менять как во время дизайна, так и во время выполнения программы.

TBevel - объект для украшения программы, может принимать вид рамки или линии. Объект предоставляет меньше возможностей по сравнению с TPanel, но не занимает ресурсов. Внешний вид указывается с помощью свойств Shape и Style.

Свойство объектов Canvas

У ряда объектов из библиотеки визуальных компонент есть свойство Canvas (канва), которое предоставляет простой путь для рисования на них. Эти объекты - TBitmap, TComboBox, TDBComboBox, TDBGrid, TDBListBox, TDirectoryListBox, TDrawGrid, TFileListBox, TForm, TImage, TListBox, TOutline, TPaintBox, TPrinter, TStringGrid. Canvas является в свою очередь объектом, объединяющим в себе поле для рисования, карандаш (Pen), кисть (Brush) и шрифт (Font). Canvas обладает также рядом графических методов : Draw, TextOut, Arc, Rectangle и др. Используя Canvas, Вы можете воспроизводить на форме любые графические объекты - картинки, многоугольники, текст и т.п. без использования компонент TImage,TShape и TLabel (т.е. без использования дополнительных ресурсов), однако при этом Вы должны обрабатывать событие OnPaint того объекта, на канве которого Вы рисуете. Рассмотрим подробнее свойства и методы объекта Canvas.

Свойства Canvas :

Brush -кисть, является объектом со своим набором свойств:

Bitmap - картинка размером строго 8x8, используется для заполнения (заливки) области на экране.

Color - цвет заливки.

Style - предопределенный стиль заливки; это свойство конкурирует со свойством Bitmap - какое свойство Вы определили последним, то и будет определять вид заливки.

Handle - данное свойство дает возможность использовать кисть в прямых вызовах процедур Windows API .

ClipRect - (только чтение) прямоугольник, на котором происходит графический вывод.

CopyMode - свойство определяет, каким образом будет происходить копирование (метод CopyRect) на данную канву изображения из другого места: один к одному, с инверсией изображения и др.

Font - шрифт, которым выводится текст (метод TextOut).

Handle - данное свойство используется для прямых вызовов Windows API.

Pen - карандаш, определяет вид линий; как и кисть (Brush) является объектом с набором свойств:

Color - цвет линии

Handle - для прямых вызовов Windows API

Mode - режим вывода: простая линия, с инвертированием, с

выполнением исключающего или и др.

Style - стиль вывода: линия, пунктир и др.

Width - ширина линии в точках

PenPos - текущая позиция карандаша, карандаш рекомендуется перемещать с помощью метода MoveTo, а не прямой установкой данного свойства.

Pixels - двухмерный массив элементов изображения (pixel), с его помощью Вы получаете доступ к каждой отдельной точке изображения (см. пример к данному уроку).

Методы Canvas:

Методы для рисования простейшей графики - Arc, Chord, LineTo, Pie, Polygon, PolyLine, Rectangle, RoundRect. При прорисовке линий в этих методах используются карандаш (Pen) канвы, а для заполнения внутренних областей - кисть (Brush).

Методы для вывода картинок на канву - Draw и StretchDraw, В качестве параметров указываются прямоугольник и графический объект для вывода (это может быть TBitmap, TIcon или TMetafile). StretchDraw отличается тем, что растягивает или сжимает картинку так, чтобы она заполнила весь указанный прямоугольник (см. пример к данному уроку).

Методы для вывода текста - TextOut и TextRect. При выводе текста используется шрифт (Font) канвы. При использовании TextRect текст выводится только внутри указанного прямоугольника. Длину и высоту текста можно узнать с помощью функций TextWidth и TextHeight.

Объект TPaintBox

На странице System Палитры Компонент есть объект TPaintBox, который можно использовать для построения приложений типа графического редактора или, например, в качестве места построения графиков (если, конечно, у Вас нет для этого специальных компонент третьих фирм). Никаких ключевых свойств, кроме Canvas, TPaintBox не имеет, собственно, этот объект является просто канвой для рисования. Важно, что координаты указателя мыши, передаваемые в обработчики соответствующих событий (OnMouseMove и др.), являются относительными, т.е. это смещение мыши относительно левого верхнего угла объекта TPaintBox, а не относительно левого верхнего угла формы.

Примеры

ex05.zip

В первом примере (проект SHAPE.DPR, рис.1) показано, как во время выполнения программы можно изменять свойства объекта TShape. Изменение цвета объекта (событие OnChange для ColorGrid1): procedure TForm1.ColorGrid1Change(Sender: TObject);
begin
Shape1.Brush.Color:=ColorGrid1.ForeGroundColor;
end;
 


 
  Во втором примере (проект PIXELS.DPR, рис.2) показано, как осуществить доступ к отдельной точке на изображении (на канве). По нажатию кнопки “Fill” всем точкам изображения присваивается свой цвет:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
i, j : Longint;
begin
Button1.Enabled:=False;
with Canvas do
for i:=1 to Width do begin
Application.ProcessMessages;
for j:=1 to Height do
Pixels[i,j]:=i*j;
end;
Button1.Enabled:=True;
end;
 


 

В третьей программе (проект DRAW.DPR, рис.3) приведен пример использования методов, выводящих изображение - Draw и StretchDraw:
 
 
 
 
 
 


 
 

Прорисовка изображений происходит в обработчике события OnPaint для формы:
 
 
 
 
 
 

procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);
begin
with Canvas do begin
Draw(0,0, Image1.Picture.BitMap);
StretchDraw(Rect(250,0,350,50),Image1.Picture.BitMap)
end;
end;

к оглавлению


Знаете ли Вы, что диаграмма компонентов, Component diagram - это метод объектно-ориентированного проектирования, описывающий особенности физического представления системы. Диаграмма компонентов позволяет определить архитектуру разрабатываемой системы, устанавливая зависимости между компонентами.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution