Архитектура построения системы. От описания основных компонентов перейдем к архитектуре взаимодействия программного обеспечения в системе World Wide Web. WWW построена по хорошо известной схеме "клиент-сервер". Программа-клиент выполняет функции интерфейса пользователя и обеспечивает доступ практически ко всем информационным ресурсам Интернета. В этом смысле она выходит за обычные рамки работы клиента только с сервером определенного протокола. Клиент - это интерпретатор HTML. И, как типичный интерпретатор, клиент в зависимости от команд (разметки) выполняет различные функции. В круг этих функций входит не только размещение текста на экране, но и обмен информацией с сервером по мере анализа полученного HTML-текста, что наиболее наглядно происходит при отображении встроенных в текст графических изображений. При анализе URL-спецификации или по командам сервера клиент запускает дополнительные внешние программы для работы с документами в форматах, отличных от HTML, например GIF, JPEG, MPEG, Postscript и т. п. 454
Рис. 11.2. Страница финансовых новостей на сервере компании CNN в окне
броузера Microsoft Internet Explorer
Другую часть программного комплекса WWW составляет сервер протокола HTTP,
базы данных документов в формате HTML, управляемые сервером, и программное
обеспечение, разработанное в стандарте спецификации CGI. До самого последнего
времени реально использовалось два HTTP-сервера: сервер CERN и сервер NCSA. Но в
настоящее время число базовых серверов расширилось.
База данных
HTML-документов - это часть файловой системы, которая содержит файлы в формате
HTML и связанные с ними графику и другие ресурсы.
Среди прикладного
программного обеспечения, работающего с сервером, можно выделить
программы-шлюзы. Шлюзы - это программы, обеспечивающие взаимодействие серверов
различных протоколов, например, через FTP. Другие прикладные программы принимают
данные от сервера и выполняют какие-либо действия: получение текущей даты,
реализацию графических ссылок, доступ к локальным базам данных или просто
расчеты.
Все, что было сказано до этого момента, можно отнести к классической
схеме World Wide Web. В настоящее время следует говорить о ее изменении.
К
середине 1996 года произошли некоторые изменения в архитектуре сервиса World
Wide Web.
Произошел возврат к модульной структуре сервера World Wide Web.
Этот возврат был реализован в виде спецификации API. API - это спецификация
разработки прикладных модулей, которые редактируются совместно с модулями
сервера.
В дополнение к HTML активно стал применяться еще один язык разметки
- VRML (Virtual Reality Modeling Language), а также язык XML.
Рис. 11.3. Новости бизнеса на сервере электронной газеты
Gazeta.Ru
Изменения коснулись и клиентской части технологии. В настоящее время происходит постепенный переход от простой классической архитектуры клиент - сервер к архитектуре с сервером приложений, в роли которого выступает программа-клиент. В частности, NCSA опубликовала спецификацию CCI (Common Client Interface) для разработки приложений. Завершая обсуждение архитектуры World Wide Web, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ее компоненты существуют практически для всех типов компьютерных платформ и свободно доступны в сети. Любой, кто имеет доступ в Интернет, может создать свой WWW-сервер или, по крайней мере, посмотреть информацию с других серверов.