к оглавлению

Вводный курс компьютерной графики

Дисплейные подсистемы IBM PC совместимых ПК

    0.11.1  Видеоадаптеры
    0.11.2  Мониторы
    0.11.3  Замечание об адресации в IBM PC
    0.11.4  Архитектура видеоадаптеров
    0.11.5  Видеоадаптер CGA
    0.11.6  Видеоадаптеры EGA/VGA

Дисплеи для IBM PC относятся к растровым дисплеям. Их специальное рассмотрение делается в связи с тем, что в настоящее время они наиболее распространенны, хотя вряд ли могут служить примером изящных технических решений.

Дисплейная подсистема IBM PC состоит из двух основных компонент:
· видеоадаптера,
· монитора.

В свою очередь и видеоадаптеры и мониторы разделяются на несколько различных типов. Допускаются определенные (не произвольные) их комбинации.

0.11.1  Видеоадаптеры

Первоначально IBM PC выпускались с черно-белым адаптером MDA (Monochrome Display Adapter). Максимальное разрешение составляло 640×350 точек, графические возможности отсутствовали. Следующим был также черно-белый видеоадаптер "Геркулес", выпущенный фирмой Hercules Computer Technology, Inc. Этот адаптер обеспечивает разрешение 720×350 с графическими возможностями.

Первым цветным видеоадаптером фирмы IBM стал CGA (Color Graphics Adapter). Разрешение его мало (320×200), цветов мало (до 4), программирование противоестественное. Максимальное разрешение составляет 640×200.

Затем был выпущен видеоадаптер EGA - (Enhanced Graphics Adapter). Он обеспечивает разрешение 640×200 при 16 цветах из 64. Максимальное разрешение 640×350.

Первым видеоадаптером со сравнительно приемлемыми характеристиками стал VGA (Video Graphics Array) с максимальным разрешением до 800×600 при 256 цветах.

Затем фирма IBM разработала видеоадаптер 8514/A, имевшего параметры более соответствующие сложившимся потребностям - 1024×768 при 256 цветах.

Последняя разработка фирмы IBM - видеоадаптер XGA (eXtended Graphics Array) с не самыми современными возможностями 1024×768 при 256 цветах. Он на уровне регистров совместим с VGA.

Многие фирмы выпускают улучшенные версии VGA под названиями Super VGA и Ultra VGA, но общий стандарт отсутствует.

Фирма Texas Instruments предложила стандарт на программный интерфейс с интеллектуальными видеоадаптерами, использующими графические процессоры TMS 340xx (TIGA-стандарт, Texas Instruments Graphics Architecture). В настоящее это самые мощные видеоадаптеры для IBM PC.

Сводка основных параметров упомянутых видеоадаптеров приведена в таблице 0.11.1.

Таблица 0.11.1: Характеристики видеоадаптеров IBM PC

Адап- Подклю- Разре- РазверткиЦве-
тер чение шение Кадр., Строчн.,тов
Гц кГц
MDA TTL 720×350 50 18.43 -
HGC TTL 720×348 50 18.43 -
CGA RGB/TTL640×200 60 15.75 4
EGA RGB/TTL640×350 60 21.85 16
EGA+ RGB/TTL640×480 60 30.50 16
VGA RGB 640×480 60/70 31.47 16
аналог
8514/A-||- 1024×768 87 35.50 256
черес.
XGA -||- 1024×768 72 37.50 256
SVGA-1-||- 800×600 56 35.20 256
SVGA-2-||- 800×600 60 37.80 256
SVGA-3-||- 800×600 72 48.30 256
UVGA-1-||- 1024×768 60 48.40 256
UVGA-2-||- 1024×768 70 56.50 256
UVGA-3-||- 1280×960 60 64.00 256
TIGA -||- 1280×1024 60 64.00 64 млн

0.11.2  Мониторы

Для отображения текста и графики используется несколько типов мониторов:

· композитный монитор, на вход которого подается композитный сигнал системы NTSC (National Television System Committee), применяемой в телевидении. Используется с видеоадаптером CGA;

· цифровой монитор, на вход которого по N проводам подается сигнал в цифровой форме. Цифро-аналоговое преобразование выполняется монитором. На таком дисплее можно получить до 2N оттенков. Используется с видеоадаптерами CGA, EGA. Первоначально выпускался CD (Color Display) - простой 16-ти цветный (4 провода), затем ECD (улучшенный цветной дисплей) с 16-ю оттенками из 64, затем многочастотный цифровой, позволяющий работать с различными частотами кадров, и отображающий 16 оттенков из 64. Используется с видеоадаптерами EGA, VGA;

· аналоговый дисплей, на вход которого подаются готовые RGB-сигналы, сформированные видеоадаптером. Используется с видеоадаптерами VGA, SVGA, XGA.

0.11.3  Замечание об адресации в IBM PC

Это замечание предназначено для тех, кто не знаком с обозначением адресов для IBM PC, так как при рассмотрении видеоадаптеров будет применяться именно оно.

Микропроцессор, используемый в IBM PC, может адресовать до 1 Мбайта памяти (220 байт). Вместе с тем 16-ю разрядами можно адресовать только 64 Кбайт (216), поэтому используются два типа адресов: физический и логический. Физический адрес - 20-битное значение от 0h до FFFFFh. Аппаратура при передаче информации между процессором и памятью использует физический адрес. Память разбита на логические сегменты, имеющими длину до 64 Кбайт (FFFFh байт). Каждому сегменту программно назначается базовый адрес, являющийся адресом первого байта в сегменте. Эти адреса кратны 16. Других ограничений на размещение сегментов нет. Логический адрес байта состоит из сегментного значения и значения относительного адреса в сегменте. Записывается логический адрес в виде: BBBB:OOOO. Где BBBB - базовый адрес сегмента, деленный на 16, а OOOO - относительный адрес в сегменте. Физический адрес генерируется сдвигом влево на 4 разряда базового адреса и сложением его со значением относительного адреса.

0.11.4  Архитектура видеоадаптеров

Все видеоадаптеры содержат в себе видеопамять и видеоконтроллер (см. рис. 0.9.1). Видеопамять доступна процессору как обычная оперативная память и, в зависимости от типа видеоадаптера, занимает или часть или всю память, отводимую в адресном пространстве IBM PC под экранный буфер (128 Кбайт от адреса A000:0000 до B000:FFFF).

Предусмотрено две группы взаимоисключающих режимов работы видеоадаптеров - символьные и графические.

В символьных режимах видеопамять интерпретируется как последовательность байт, содержащая байты коды отображаемых знаков и байты атрибутов, задающих цвета.

В графических режимах видеопамять интерпретируется самым различным образом, в основном, как некоторым образом упорядоченная последовательность битовых значений. Начало экрана - точка (0,0) расположена в левом верхнем углу. X-координата нарастает слева-направо, а Y-координата - сверху-вниз.

0.11.5  Видеоадаптер CGA

Содержит 16 Кбайт видеопамяти, начинающейся с адреса B800:0000, и контроллер электронно-лучевой трубки.

В символьных режимах отображается 25 строк по 40 или 80 символов. Для кодирования каждого знакоместа экрана используется 2 байта. 1-й байт - код отображаемого знака, второй байт - байт атрибута, задающий цвета символа и фона, мерцание. Размер знакоместа 8×8, таблица знакогенератора "зашита" в ПЗУ и, следовательно, не может быть изменена.

В графических режимах видеопямять интерпретируется или как последовательность двухбитовых значений при разрешении 320×200 с четырьмя цветами, или как последовательность однобитовых значений при разрешении 640×200 и черно-белом изображении. Видеопамять делится на две части: в первой половине, начинающейся с адреса B800:0000, содержатся описания всех нечетных строк, во второй, начинающейся с адреса B800:2000. Левому верхнему углу экрана отвечают два старших бита начального байта видеопамяти при разрешении 320×200 и старший бит - при разрешении 640×200. Структура видеопамяти CGA проиллюстрирована на рис. 0.11.1.


Рисунок 79

Рис. 0.4.1: Структура видеопамяти для CGA

0.11.6  Видеоадаптеры EGA/VGA

Видеоадаптеры EGA и VGA - более совершенные устройства, более напоминаюшие уже рассмотренные нами растровые дисплеи. На рис. 0.11.2 показана блок-схема, общая для этих двух адаптеров, на рис. 0.11.3 - блок схема, демонстрирующая отличия для VGA, связанные с использованием не цифрового, а аналогового дисплея.

Графический контроллер обеспечивает обмен между центральным процессором и видеопамятью, которая так же как и в CGA находится в адресном пространстве для экранного буфера.

Видеопамять имеет объем, как правило 256 Кбайт, но для EGA может быть и 64 Кбайт. Видеопамять разбита на 4 банка (цветовых слоя). Банки занимают одно адресное пространство таким образом, что по каждому адресу расположено сразу 4 байта по одному байту в каждом слое. Можно запрещать или разрешать запись в отдельные слои памяти при помощи регистра разрешения записи цветового слоя. Для операции чтения в каждый данный момент времени может быть доступен только один слой, задаваемый с помощью регистра выбора читаемого слоя. В большинстве режимов работы видеопамять разделена несколько страниц. При этом одна из них активна и отображается на экране. Запись информации возможна как на активную, так и на неактивные страницы.

Преобразователь последовательности выбирает данные из памяти, требуемым для того или иного режима образом, и формирует последовательный поток бит, передаваемый контроллеру атрибутов.

Контроллер атрибутов, используя таблицу цветности, преобразует информацию о цветах, полученную из видеопамяти, в информацию для ЭЛТ.

Контроллер ЭЛТ генерирует синхроимпульсы управления ЭЛТ.

Тактовый генератор управляет временными параметрами видеоадаптера и доступом от процессора в слоям видеопамяти.

Показанный на рис. 0.11.3 ЦАП преобразует цифровые сигналы яркостей в аналоговые значения, необходимые аналоговому монитору.

Большое количество различных регистров у адаптеров позволяет гибко регулировать режимы работы, управлять сигналами синхронизации, определять формат экрана и т.д.


Рисунок 80

Рис. 0.4.2: Блок-схема видеоадаптеров EGA/VGA


Рисунок 81

Рис. 0.4.3: Блок-схема видеоадаптера VGA

Текстовый режим

В текстовом режиме можно вывести на экран 25 строк по 40 или 80 символов. Перепрограммировав некоторые регистры адаптера можно получить для EGA до 43 строк, а для VGA - до 50.

Также как для CGA для кодирования символа используется два байта. Первый из них содержит код символа и заносится в нулевой цветовой слой, второй байт содержит атрибут символа и заносится во второй цветовой слой.

Таблицы знакогенератора, задающие внешний вид символов, размещаются во втором слое видеопамяти. Всего может быть загружено 4 таблицы для EGA и 8 - для VGA. Одновременно могут быть активными две таблицы, что дает возможность отобразить на экране до 512 различных конфигураций знакомест одновременно. Возможные размеры символов приведены в таблице 0.11.1.

Байт атрибута задает цвета символа и фона, мерцание и одну из двух активных таблиц знакогенератора.

Графические режимы

Имеется большой набор графических режимов. В режимах, совместимых с CGA используется только 0-й слой памяти, распределение которого по адресному пространству и интерпретация значений бит такая же как и для CGA (см. рис. 0.11.1).

В части графических режимов память интерпретируется как послойная с использованием одного, двух или всех четырех слоев. Если используется, например, 4 слоя, то изображение будет с 4-мя битами на пиксел - по биту из каждого слоя. В этом случае имеется 16 оттенков одновременно. При использовании одного слоя, естественно, получаем черно-белое изображение. В режиме с двумя слоями поддерживается три уровня черно-белого (черный, белый, ярко-белый) и мерцание.

В одном из режимов, применимом только для VGA, память интерпретируется как линейная последовательность всех четырех слоев (см. рис. 0.11.4). Это режим с разрешением 320×200 с байтом на пиксел, т.е. с 256 градациями.


Рисунок 82

Рис. 0.4.4: Структура видеопамяти для VGA-режима 320×200×256

Графические акселераторы

Для повышения быстродействия графических подсистем IBM PC выпускаются специальные типы адаптеров - графические акселераторы. Графические акселераторы содержат собственные процессоры, которые специализированы для выполнения графических преобразований, поэтому изображения обрабатываются быстрее, чем с использованием универсального ЦП ПЭВМ.

Акселераторы, кроме типа и возможностей графического процессора, различаются по следующим основным параметрам:

· памятью для сохранения изображений. В некоторых случаях используется обычная динамическая память DRAM, но обычно используется специализированная видеопамять VRAM;

· используемой шиной. В настоящее время обычно используется PCI;

· шириной регистров. Чем шире регистр, тем большее число пикселов можно обработать за олну команду. В настоящее время обычная ширина - 64 бита. В ближайшее время на рынке появятся акселераторы с шириной регистров в 128 бит.

к оглавлению

Знаете ли Вы, что "гравитационное линзирование" якобы наблюдаемое вблизи далеких галактик (но не в масштабе звезд, где оно должно быть по формулам ОТО!), на самом деле является термическим линзированием, связанным с изменениями плотности эфира от нагрева мириадами звезд. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА

Форум Рыцари теории эфира


Рыцари теории эфира
 10.11.2021 - 12:37: ПЕРСОНАЛИИ - Personalias -> WHO IS WHO - КТО ЕСТЬ КТО - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: СОВЕСТЬ - Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:36: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от д.м.н. Александра Алексеевича Редько - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:35: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> Биологическая безопасность населения - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 12:34: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вадима Глогера, США - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - New Technologies -> Волновая генетика Петра Гаряева, 5G-контроль и управление - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:18: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:16: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Екатерины Коваленко - Карим_Хайдаров.
10.11.2021 - 09:13: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вильгельма Варкентина - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research - Технологии XXI века Bourabai Research Institution