В.Ю. Катасонов, д.э.н., проф.,председ. Русского экон. общества им. С.Ф. Шарапова
23.01.2014
Комментарии по заявлению Владимира Путина о необходимости ликвидации 750 банков …
Количество банков в России слишком велико для масштабов экономики страны; банки нуждаются в укрупнении и повышении устойчивости, заявил Президент России Владимир Путин на встрече со студентами НИЯУ МИФИ, передает РИА Новости. «Сейчас у нас около тысячи банков, чуть поменьше. Для нашей экономики, конечно, это большое количество финансовых учреждений», — сказал Президент.
Он добавил, что в сравнимой с Россией по размеру экономике Германии насчитывается около 250 банков. «Это говорит о том, что часть финансовых учреждений должна увеличивать свой капитал и свои активы, для того чтобы чувствовать себя уверенно и бороться за качество кредитного портфеля», — сказал Владимир Путин.
Он добавил, что Банк России должен своевременно реагировать на проблемы финансовых учреждений и делать это не в интересах представителей финансовой сферы, а в интересах вкладчиков.
По словам Президента, если размер ставок по депозитам какого-либо банка резко отличается от среднего уровня, это говорит о том, что банк желает привлечь средства вкладчиков любой ценой и испытывает трудности. «Здесь Центральный банк должен профессионально исполнять свою функцию контроля и регулятора», — сказал Путин.
Заявление Владимира Путина комментирует в интервью «Русской народной линии» известный экономист, д.э.н., профессор МГИМО Валентин Катасонов:
«Практически каждый банк, который завязан на кредитно-депозитные операции, занимается незаконной деятельностью. На эту сторону почему-то никто не обращает внимания. Юристы делают вид, что ничего не происходит. По сути, они занимаются фальшивомонетничеством. Почему-то даже опытные специалисты стесняются об этом говорить. Это подзаконные платежные средства. Рубли выпускает Центробанк России, а коммерческие банки выпускают так называемые депозитные или кредитные деньги. Под один рубль законных денег они могут выпустить, например, 10 депозитных рублей. А потом все начинают разводить руками и удивляться, почему у нас такие диспропорции возникают. А потому что эти деньги потом обналичиваются. И практически каждый второй банк занимается обналичиванием этих самых депозитных денег. Схема-то очень простая. Под рубль законных денег выпускается, скажем, пять незаконных, а потом они обналичиваются. Поэтому сегодня все банки бросились заниматься этими операциями. Центробанк прекрасно знает об этом.
На мой взгляд, здесь есть черные и даже криминальные схемы, обналичка идет под большие проценты. Надзорные органы, безусловно, являются соучастниками всей этой криминальной операции, т.е. они получают свою долю от комиссии. Поэтому разрубить этот гордиев узел довольно сложно. Центробанк не заинтересован в том, чтобы была нормальная денежная система, её надо радикальным образом перестраивать, а не просто сокращать количество банков. Даже если десяток банков останется, проблемы никуда не уйдут, потому что надо принципиально менять систему денежной эмиссии, денежно-кредитную систему. Фактически любой банк с точки зрения правил бухгалтерского учета банкрот, потому что он не в состоянии погасить свои долговые обязательства законными платежными средствами. До поры до времени сохраняется данная неустойчивая ситуация, но рано или поздно, особенно если банк начинает вести себя неадекватно с точки зрения регулятора, его можно тут же объявить банкротом. Здесь очень мутная вода и с ней нельзя бороться полумерами.
Необходимо выстраивать иную кредитно-денежную систему. Советская кредитно-денежная система дает нам подсказку, как это надо делать. Я в прошлый раз уже рассказал об этом. Достаточно иметь в стране три банка. То, что предложил Путин, ничего не изменит и не исправит, потому что принципиальная схема останется такой же криминальной. В советской системе также были безналичные деньги, но они не могли обналичиваться. А сейчас это два сообщающихся сосуда».