ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ ХАЛТУРИН
ГЛАВНАЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ENGLISH
Идея о коде как предмете изучения и использования родилась как-то постепенно и незаметно. Появившаяся
в это время замечательная статья: Aki & Chuet, 1975. Origin of coda waves: Source, attenuation, and scattering effects, J. Geophys. Res., 80, 3322-3342. Она описывала его модель формирования коды применительно к локальным сигналам. Она послужила толчком к тому, чтобы взяться за коду всерьез. Мы не стали класть в основу нашей работы никакую модель, а занялись анализом наблюдений. У Aki в то время была только узкопополосная короткопериодная аппаратура, автоматически выключавшаяся по истечении заданного времени - что-то около 100 или 200 секунд.Наши возможности, благодаря ЧИССу и непрерывной регистрации, были несравнимо шире: 13 оптимальных фильтров, полосы пропускания от 40 Гц до 40 сек. Время записи коды ограничивалось только силой самого землетрясения и естественным уровнем микросейсм. Например, низкочастотными каналами мы записали коду сильного землетрясения до 10 тысяч секунд, три часа!
В это время в Гарм приехал Питер Молнар с его горячим стремлением узнать как можно больше нового. Он заинтересовался нашими результатами, без конца задавал вредные вопросы, как бы пытаясь сокрушить наш, казавшийся ему не слишком обоснованным, энтузиазм. И потом сказал - "Это замечательно! Надо опубликовать в BSSA!". Он взялся переводить текст с нашего ужасающего английского на нормальный американский научный жаргон (В своих воспоминаниях он скромно назвал этот свой вклад "...помог организовать текст..." На самом деле он переписал его весь - ручкой! Это было задолго до Интернета...).
Вернувшись в Америку, он присылал нам исправленные версии нашего текста, мы поправляли там, где он нас неправильно понял. Он вновь исправлял. "Письма летели, встречаясь на пути...". Питер провел статью через чреду придирчивых референтов и не спускал с нее глаз до самого выхода из печати. Просто нет слов, чтоб выразить ему благодарность!
Работа произвела серьезное впечатление. Приехав в Ламонт через 15 лет после ее опубликования, мы увидели ее оттиски висящими на доске рядом с другими важными статьями, которые местным аспирантам (graduated students) рекомендовалось изучить. Интерес проявили и советские бдительные блюстители порядка. "Как! За границей опубликовано то, что еще не опубликовано дома!". Не знаю, как удалось Виталию отвязаться от них. Это было очень непросто, но он не рассказывал мне детали. Скорее всего, помогла краткая публикация в ДАНе в 1976.
Наши результаты оказались большим шагом вперед, появилось много работ регионального характера. Но так как ЧИССа ни у кого не было, а цифровая сейсмология еще не созрела, то наши результаты в таком широком диапазоне времен и частот долго оставались единственными, не получив развития в других регионах мира.
Силами многочисленных учеников Виталия кода пошла в дело как удобный и надежный метод для самых разных прикладных задач: магнитуды по коде, site effect, определение добротности в зависимости от частоты и времени, амплитудные кривые прямых волн с нормировкой на уровень коды, микрорайонирование, очаговые спектры...
Хуже обстоит дело с развитием модели формирования коды. Модель, предложенная Аки, хорошо соответствовала наблюдениям при малых расстояниях и временах и при частотах порядка 1 Гц, когда его предположение, что среда однородна по своим характеристикам поглощения и рассеяния, было более или менее приемлемо. Теоретические работы углублялись в свойства предполагаемых рассеивателей или исходили из гипотез, не опирающихся на ключевые моменты.
Но для правильной геофизической интепретации наблюдений коды в более сложно устроенной среде требовалась более сложная система наблюдений (плотная пространственная сеть трехкомпонентых станций, что было нам совершенно недоступно) и достаточно полная теория. И хотя мы видели особенности коды, которые явно связаны с блоковыми неоднородностями, но догадок на базе прищуренного глаза и интуиции недостаточно, чтобы их убедительно и количественно интерпретировать. Мы пробовали уговорить на этот подвиг Sato, когда он приезжал в Гарм, но у него свои планы и интересы. Виталий был бы счастлив узнать то, что рассказал мне недавно Дэвид Симпсон. Несколько лет назад они начали замечательный проект: устанавили группы станций (несколько сотен!) на территории США, на год, чтобы увидеть "с небес", т.е. не во времени, а в пространстве волновые картины от сильных землетрясений на территории Запада США. Пока - длиннопериодную часть (20-40 сек).
Т.Г.Раутиан, В.И.Халтурин. 1976
Спектральные свойства коды местных землетрясений как инструмент изучения очагового излучения
. ДАН СССР, т.226, N 3, с.566-569.T.G.Rautian., V.I.Khalturin. 1978
The use of the coda for determination of the earthquake source spectrum. Bull.Seism.Soc.Am., v.68, N.4, pp.923-948
Т.Г.Раутиан, В.И.Халтурин, И.С.Шенгелия 1979
Огибающие сейсмической коды и оценка магнитуд землетря-сений Кавказа. Физика Земли N 6, 1979, с.22-29
Khaidarov M.C.,Khalturin V.I., 1980,
Seismic coda of North Tien Shan Earthquakes ,Izvestia of Acad. Sci. Kazakh.SSR ser.Geology,,3,81-87, Acad. Sci. Kazakhstan, Alma Ata, Russian,
Т.Г.Раутиан, В.И.Халтурин, М.С.Закиров. 1980
Изучение условий в очаговых зонах по сейсмической коде. //Физические процессы в очагах землетрясений. М., Наука, , с.224-256.
Т.Г.Раутиан, В.И.Халтурин, М.С.Закиров, А.Г.Земцова, А.П.Про-скурин, Б.Г.Пустовитенко, А.Н.Пустовитенко, Л.Г.Синельникова,
А.Г.Филина, И.С.Шенгелия 1981.
Экспериментальные исследования сейсмической коды. М., Наука, , 142 с.
A.G.Zemtsova, V.I.Khalturin,,,,1984,
The spectral characteristics of coda and types of source displace-ment of earthquakes. "Geophysical charcteristics and seismisity of Kyrgyz Tien Shan. Bishkek, Ilim Publ. House, p.100-116
Zemtsova A.G., Khalturin V.I. 1986,
The estimation of Q parameter of media with coda method Litho-sphere of Tien Shan. Moscow, Nauka Publ. House., p.76-83.
Dotsev N.T.,V.I.Khalturin 1987,
The use of seismic coda for study the media in the Central Bal-kans. Bulgar.Geophys.Proc., v.13, no 1, p.66-75
A.M.Shomahmadov, V.I.Khalturin, T.G.Rautian, H.Sato 1988
Temporal change in spectral coda attenuation Q associated with the K=13,3 earthquake of 1983 near Garm, Tadjikistan region in Soviet Central Asia. Zisin, 41,. P.39-46.
Н.Т.Доцев, В.И.Халтурин, А.Шомахмадов 1989
Сравнение оибающих коды на двух стациях на с рассоянием 4000 км между ними. Геофизические исследоапния Том 12, №1 София с 56-59,Khalturin V. 1989
Regional variation in the shape of coda envelope as a function of frequency. The 25th Gen. Assem. of IASPEI. Istambul,Turkey, p.533.
Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.
Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").
Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.
Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.
Понятие "мысленный эксперимент" придумано специально спекулянтами - релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим "честным словом". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.