профессор Бояринцев В.И.
Научно-популярное издание “Энциклопедия для детей” (раздел “Физика”), безмерно подчёркивает справедливость эйнштейновских теорий, и по её выражению “Общая теория относительности Эйнштейна поражала своим совершенством, представлялась образцом физической теории”.
Но вдруг “Энциклопедия” замечает:
- В общей теории относительности до сих пор не решена центральная проблема любой физической теории: выполнение законов сохранения энергии и импульса. Не удаётся построить даже выражение, правильно описывающее распределение энергии и импульса гравитационного поля в пространстве и во времени.
Найденное Эйнштейном выражение для энергии гравитационного поля в замкнутом объёме посредством координатных преобразований, обращается как в нуль, так и в бесконечность.
Предложенное Эйнштейном решение сразу же вызвало возражения известных математиков Шрёдингера, Лоренца, Феликса Клейна, Туллио Леви-Чивита, что не мешало общей теории относительности поражать современников “своим совершенством”.
Но это дало основание датскому физику Кристиану Мёллеру (1904-1980) назвать создавшуюся ситуацию кризисом теории гравитации.
- В 1967-м году английский математик Роджер Пероуз доказал теорему “о неизбежном наличии сингулярностей” в общей теории относительности Эйнштейна, смысл которой состоит в том, что если риманово пространство однородно заполнено веществом, то в будущем это вещество обязательно сколлапсирует. В данном случае имеется в виду “гравитационный коллапс” – катастрофическое сжатие вещества под действием сил тяготения, то есть в соответствии с теоремой, плотность вещества обращается в бесконечность, а его размер – в сингулярную точку.
Но реалистическая физическая теория не должна приводить к таким состояниям, где не выполняются все известные законы физики.
- Эйнштейновская теория гравитации не справилась и с проблемой квантования гравитационного поля, то есть не допускает квантового подхода к гравитации. Попытка применить к гравитационному полю аппарат квантовой теории была предпринята сразу же после создания методов квантовой теории поля, и выяснилось, что эйнштейновская теория гравитации сталкивается с целым рядом непреодолимых трудностей.
Следовательно, ясным становится ответ на вопрос: “Общая теория относительности: “образец физической теории” или физическая липа?”
Вот, что пишет А.Д.Мосыпан:
– Математика, несомненно, универсальный язык науки. Ряд серьёзных достижений, в особенности в точных науках, стал возможным лишь благодаря математике. В неточных науках, астрофизике в частности, математика может сыграть злую шутку. Отсутствие достоверных и точных исходных данных может завести расчёты неведомо куда.
По этому поводу можно привести слова В.Л.Гинзбурга из предисловия к одной из своих книг: “Исключительно большая роль математики в теоретической физике совершенно несомненна и естественна, но стремление здесь к математической общности и стройности далеко не всегда оправдано – за них приходится платить. Общеизвестен, в частности, тот факт, что большинство новых физических результатов было получено сравнительно простыми способами, а “математизация” осуществлялась лишь на последующих этапах. Во всяком случае, в теоретической физике главное все же физика, а не математика...”
Огромной проблемой для космологии и астрофизики является кадровый состав учёных. целенаправленный отбор, логически выверенная система образования привела к тому, что абсолютное большинство астрофизиков – математики.
Анекдот:
– Молодая супружеская пара, жена с обидой в голосе, говорит:
– Дорогой, мне кажется, ты любишь математику больше, чем меня.
– Нет, конечно, – отвечает муж, – с чего ты взяла?
– Ты говоришь “нет”, тогда докажи.
Муж берёт бумагу, карандаш и говорит:
– Допустим, что R – это множественность любимых объектов…
Так что, ждать от математиков понимания, ощущения подчас простых физических закономерностей нельзя…. У физиков понимание, а у математиков формулы, то-бишь, документ! И неважно, что там фигурируют отрицательные массы, мнимое время и прочие нелепости…”
|
![]() |