Одну инструкцию от
другой отделяют точкой с запятой или, другими словами, в конце каждой инструкции
ставят точку с запятой.
Хотя в одной строке
программы можно записать несколько инструкций, как правило, каждую инструкцию
программы записывают в отдельной строке.
Некоторые инструкции
(if, case, repeat, while и др.) принято записывать в несколько строк, используя
для выделения структуры инструкции отступы. Ниже приведен пример инструкции,
которая записана в несколько строк и с использованием отступов:
if
d >= 0 then begin
x1:=(-b+Sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b-Sqrt(d))/(2*a);
ShowMessage('x1='+FloatToStr(xl) +
'x2='+FloatToStr(x2)) ;
end
else
ShowMessage('Уравнение
не имеет корней.');
Следует обратить внимание
на то, что слова then и else записаны одно под другим (с одинаковым отступом)
и с отступом относительно слова if. Слово end располагается под словом begin,
а инструкции между begin и end размещаются одна под другой, но с отступом относительно
begin.
Приведенную выше инструкцию
можно записать и так:
if
d >= 0 then begin
x1:=(-b+Sqrt(d))/(2*a);
x2:=(-b-Sqrt(d))/(2*a);
ShowMessage('x1='+FloatToStr(x1)+'x2='+FloatToStr(x2));
end
else
ShowMessage('Уравнение не имеет корней.');
Однако первый вариант
лучше, т. к. он отражает структуру алгоритма, реализуемого инструкцией. С первого
взгляда видна группа инструкций, которая будет выполнена, если условие d >=
о выполняется (в этом случае будут вычислены значения переменных xl и х2), и
инструкция, которая будет выполнена, если условие d >=o не выполняется.
Длинные выражения тоже
могут быть записаны в несколько строк. Разорвать выражение и перенести оставшуюся
часть на следующую строку можно практически в любом месте. Нельзя разрывать
имена переменных, числовые и строковые константы, а также составные операторы,
например, оператор присваивания.
Ниже приведен пример
записи выражения в несколько строк:
st:=
'Корни уравнения'+ #13
+'x1='
+ FloatToStr(x1)+ #13 +'х2=' + FloatToStr(x2);
Еще один момент, на
который следует обратить внимание. Компилятор игнорирует "лишние"
пробелы и пустые строки. Так, он игнорирует все пробелы в начале строки. Кстати,
это и позволяет записывать инструкции с отступами. Не требуются пробелы при
записи арифметических и логических выражений (условий), списков параметров.
Однако при их использовании программа легче воспринимается. Сравните два варианта
записи инструкции присваивания:
x1:=(-b+Sqrt(d))/(2*a);
и
x1
:= (-b + Sqrt(d)) / (2 * а);
Очевидно, что второй
вариант воспринимается лучше.
Для облегчения понимания
логики работы программы в текст программы нужно включать поясняющий текст —
комментарии. В общем случае комментарии заключают в фигурные скобки. Открывающая
скобка помечает начало комментария, закрывающая — конец. Если комментарий однострочный
или находится после инструкции, то перед комментарием ставят две наклонные черты.
Ниже приведен пример
раздела объявления переменных, в котором использованы оба способа записи комментариев:
var
{ коэффициенты уравнения }
a:real; // при второй степени неизвестного
b:real; // при первой степени неизвестного
с:real;
// при нулевой степени неизвестного
{ корни уравнения } x1,x2:real;