"Пасхальное яйцо", "Easter Egg"
-
русс. - "закладка", недокументированная возможность) - разновидность секрета, оставляемого в программном обеспечении, игре, фильме создателями, часто позволяющее осуществлять знающему их человеку действия в обход систем защиты и правил работы с ПО или аппаратурой. Отличие "пасхального яйца" в программе от обычных команд, действий комбинаций клавиш состоит в том, что его содержание, как правило, не вписывается в общую концепцию, выглядит в контексте неправдоподобно, нелепо, и зачастую является внешней ссылкой. "Пасхальные яйца" в лучшем случае играют роль своеобразных шуток для внимательных пользователей, а часто являются инструментом вскрытия секретов пользователя ПО и владельца данных, заложенным фирмой - изготовителем ПО или аппаратуры.
Чаще всего для "получения" пасхального яйца следует произвести сложную и/или нестандартную совокупность действий, что делает маловероятным либо практически исключает случайное обнаружение.
Первое "пасхальное яйцо" (спрятанная разработчиком "фишка" в коде программы) принадлежит компьютерной игре Adventure. Игра выпускалась в 1979 году компанией Atari, и, так как в то время в Atari было принято не оставлять в программах имён авторов, программист Уоррен Робинетт решил упоминание о себе спрятать внутри. Чтобы попасть в комнату с именем разработчика, нужно было отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести её в другой конец уровня. Первым, кто это сделал, стал молодой парнишка из Солт-Лейк-Сити. Поскольку многие из разработчиков Amiga ранее работали в компании Atari, это явление проникло в AmigaOS, а затем и в другие ОС.
Сегодня "пасхальные яйца" в программном обеспечении распространены повсеместно и находятся не только в играх и операционных системах, но и в embedded-приложениях, прошивках сотовых телефонов и бытовой техники, DVD с фильмами. Например, чтобы поиграть на Apple iPod в игру Breakout, нужно зайти из главного меню в директорию "About" и зажать на пару секунд центральную кнопку.
Множества "пасхалок" было разложено в играх почти с их появления и до настоящего времени. Для достижения "пасхалок" требовались многие критерии:
Нахождение специальных кнопок, рычагов, лазеек или тоннелей (как невидимых, так и видимых).
Ввод специального кода.
Ввод особого слова вместо имени в профиле.
Выполнение особого алгоритма действий.
Разрушение тех или иных объектов.
Выполнение алгоритма без нажатия конкретных клавиш (например, в первом Mortal Kombat для битвы с Рептилией нужно было на уровне "Яма" победить врага дважды и сделать фаталити, но не нажимать блок).
Знаете ли Вы, что такое "усталость света"? Усталость света, анг. tired light - это явление потери энергии квантом электромагнитного излучения при прохождении космических расстояний, то же самое, что эффект красного смещения спектра далеких галактик, обнаруженный Эдвином Хабблом в 1926 г. На самом деле кванты света, проходя миллиарды световых лет, отдают свою энергию эфиру, "пустому пространству", так как он является реальной физической средой - носителем электромагнитных колебаний с ненулевой вязкостью или трением, и, следовательно, колебания в этой среде должны затухать с расходом энергии на трение. Трение это чрезвычайно мало, а потому эффект "старения света" или "красное смещение Хаббла" обнаруживается лишь на межгалактических расстояниях. Таким образом, свет далеких звезд не суммируется со светом ближних. Далекие звезды становятся красными, а совсем далекие уходят в радиодиапазон и перестают быть видимыми вообще. Это реально наблюдаемое явление астрономии глубокого космоса. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.