Цветовой контраст - 1) зависимость цвета наблюдаемого поля от окружающего фона. Различают одновременный
и последовательный цветовой контраст Одновременный Цветовой контраст состоит в том, что
цвет наблюдаемого поля (объекта) зависит от цвета непосредственно окружающего
его фона. При последовательном цветовом контрасте цвет объекта оказывается
зависящим от цвета фона, к к-рому перед этим был адаптирован глаз.
Изменения цвета наблюдаемого поля при цветовом контрасте состоят в изменении либо яркости, либо насыщенности, либо цветового
тона (см. Цвет ),но обычно меняются все три характеристики. Цвета изменяются
в сторону наиб. удаления друг от друга. Ахроматич. цвета поля на тёмном фоне
становятся более яркими, на светлом фоне они темнеют. Цветовой тон ахроматич.
полей на окрашенном поле приобретает цветовой тон, близкий к дополнительному
цвету фона, несколько сдвигаясь в сторону к красному. Так, напр., парам
дополнит. цветов синий - жёлтый, жёлтый - синий соответствуют пары цветов, возникающих
при Ц. к.: синий-оранжевый, жёлтый-фиолетовый.
Цветовой контраст растёт с величиной
и насыщенностью раздражителя, вызывающего его. Ц. к. зависит также от соотношения
светлот поля и фона. Наиб. Ц. к. имеет место при приблизительно одинаковых светлотах
поля и фона, когда поле несколько светлее фона. Он более заметен при рассматривании
периферич. участками глаза, чем при прямом наблюдении. Ц. к. уменьшается и исчезает,
если рассматриваемое поле отделено от фона чёрным контуром.
Одновременный цветовой контраст объясняется
тем, что при освещении к--л. участка сетчатки светом определ. цвета увеличивается
чувствительность зоны, окружающей этот участок сетчатки, к лучам дополнит. цвета.
Наиб. контрастирующими парами цветов поле - фон являются: синий на белом, чёрный
на жёлтом (и наоборот), зелёный на белом, чёрный на белом, зелёный на красном,
красный на жёлтом и т. д.
Последовательный цветовой контраст обусловлен появлением образов, возникающих после фиксации глазом нек-рого цветного
поля и имеющих цвет, контрастирующий с цветом рассматриваемого поля, близкий
к дополнит. цвету этого поля. Так, напр., если наблюдать в течение 10-15 с квадрат,
состоящий из четырёх цветных квадрантов - красного, жёлтого, зелёного и синего,
фиксируя взглядом центр квадрата, а затем рассматривать белое поле также с фиксацией
его центра, то почти мгновенно на фоне белого поля появляется последовательный
образ квадрата с квадрантами, окрашенными в дополнит. цвета: сине-зелёный, пурпурно-синий,
пурпурно-красный и оранжевый. Появившийся образ не имеет объективного характера,
движется по белому
полю вместе с движением глаз и по истечении короткого времени исчезает.
При рассматривании предметов в сложной цветовой обстановке глаза постоянно перебегают с одних цветовых пятен
на другие, при этом действует как одновременный, так и последовательный Ц. к.,
к-рые мгновенно и весьма существенно влияют на восприятие цвета. Только за счёт
цветового контраста удаётся на сером экране телевизора создавать цветовые поля чёрного, коричневого,
пурпурного и ряда др. цветов, не имеющих аналогов в спектре источников излучений.
2) В колориметрии Ц.
к. называется мин. число порогов цветоразличения Е, отделяющих два сравниваемых
цвета. Под порогом цветоразличения понимается допустимое отклонение величин
физ. параметров, определяющих данный цвет по цветовому тону, по насыщенности
и по яркости, в пределах к-рых визуально воспринимаемый цвет остаётся неизменным.
Величина порогов в разл. областях спектра различна. Слабее всего цветовые тона различаются на концах
спектра (т. е. в сине-фиолетовой и красной областях), где порог цветоразличения
по тону составляет 4-6 нм и более. В ср. части спектра от зелёных до оранжевых
тонов (500- 600 нм) порог имеет наименьшую величину 1-2 нм. При постоянной яркости
спектра во всём видимом диапазоне глаз различает до 150 цветовых тонов (см.
Цвет).
При постоянном уровне адаптации глаза общее число цветовых различий (с учётом цветового тона, насыщенности и светлости цвета), воспринимаемых человеком, составляет ок. 105 оттенков.
Когда тот или иной физик использует понятие "физический вакуум", он либо не понимает абсурдности этого термина, либо лукавит, являясь скрытым или явным приверженцем релятивистской идеологии.
Понять абсурдность этого понятия легче всего обратившись к истокам его возникновения. Рождено оно было Полем Дираком в 1930-х, когда стало ясно, что отрицание эфира в чистом виде, как это делал великий математик, но посредственный физик Анри Пуанкаре, уже нельзя. Слишком много фактов противоречит этому.
Для защиты релятивизма Поль Дирак ввел афизическое и алогичное понятие отрицательной энергии, а затем и существование "моря" двух компенсирующих друг друга энергий в вакууме - положительной и отрицательной, а также "моря" компенсирующих друг друга частиц - виртуальных (то есть кажущихся) электронов и позитронов в вакууме.
Однако такая постановка является внутренне противоречивой (виртуальные частицы ненаблюдаемы и их по произволу можно считать в одном случае отсутствующими, а в другом - присутствующими) и противоречащей релятивизму (то есть отрицанию эфира, так как при наличии таких частиц в вакууме релятивизм уже просто невозможен). Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.